четверг, 5 января 2012 г.

Стёртая форма дизартрии. Упражнения, массаж языка


В  последние  годы  резко  возрос  процент детей с  речевой  патологией, обусловленной  нарушениями  иннервации  органов артикуляции. Это  так  называемая  дизартрия  или  стёртая  форма дизартрии. И  наиболее   частым дефектом  произношения  является  межзубный  сигматизм.
Межзубный  сигматизм  возникает  при  парезе  лицевого,  подъязычного, VII  пары  черепно-мозговых  нервов. В  результате  наблюдается  парез  круговой  мышцы  рта,  рот   в  покое  приоткрыт,  нет  точных  движений  языка,  язык  может  отклоняться  в  ту  или  иную  сторону, выходить  за  пределы  рта. Коррекционную  работу  лучше  строить, опираясь  на  неврологические  основы  дефекта. Так  для  укрепления  мышцы  рта  хороши  такие упражнения,  как  улыбка – рупор,  хоботок,  рисование  в  воздухе палочкой  или  карандашом,  зажатым  между  губами, сбор  горошин  губами со  стола. Вводятся  элементы  массажа:
·        разминание  губ;
·        их  пощипывание;
·        похлопывание;
·        вибрация;
Для  укрепления  мышц  нижней  челюсти  в  игровой  форме  предлагаются  различные упражнения  на  открывания  и  закрывания  рта. Хорошо  зарекомендовали  себя  упражнения:
·                   имитация  жевания;
·                   открывание рта  с  сопротивлением, подставив  тыльную        
                     сторону   руки под  подбородок;
·                    выдвижение нижней  челюсти вперед.

Мышцы  нижней   челюсти  и  круговую мышцу рта  необходимо  укрепить  настолько,  чтобы  рот  в  покое  находился  в  закрытом  положении. Для  выработки  дифференцированных  движений  языка, предлагается  массаж. Он  включает  четыре  вида  движений:    
·                   поглаживание;
·                   растирание;
·                   разминание;
·                   вибрацию.
Массаж  выполняется  чистыми, теплыми  руками,  предварительно  захватив  язык  марлевыми  салфетками. Так  как  слюноотделение  дизартриков  обильное,  то  салфетки  меняются  часто,   по  мере  увлажнения. Длительность  массажа   5 – 7  минут. Курс  10 – 14  дней. Затем  перерыв  и  по  мере  необходимости   курс  повторяют.
Виды  движений:
-       продольное поперечное кругообразное поглаживание;
-       кругообразное  спиралевидное растирание;
-       продольное кругообразное надавливание  разминание;
-       ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

При  этом  нужно  учитывать, что   сторона, куда  отклоняется  язык -  спастичная. Её  нужно  поглаживать,  растирать  и  вибрировать  несильно. Другая  же  сторона – вялая. Для  её  массажа  используются  более  сильные  надавливания, разминания, вибрация,  щипки. Для  точных,  дифференцированных  движений  кончика  языка,  используется  его  легкое зажатие между  зубами  и покусывание.
           Хорошо  проводить  сеансы  массажа  не  только  руками,  но и используя  механические  приспособления. Например:  зубную  щетку,  шпатель.
          Опыт  работы  с  детьми – дизартриками  показал,  что  сочетание  специальной,  гимнастики, комплексов  упражнений  для  постановки  звуков,  массажа  лицевой  мускулатуры  и  языка  позволяет  укрепить  мышцы,  выработать  полноценные  движения,  необходимые  для  правильного  произнесения  звуков  речи  и,  что  самое  важное – сократить  сроки  постановки  звуков.


Комментариев нет:

Отправить комментарий